Содержание выпуска: | При поддержке ведущего российского сообщества менеджеров E-xecutive | | |
Коллеги, хочу посоветоваться. Я провожу тренинги с 2000 года (многим нравится), преподаю в MBA МИИТ и т.д. Не буду долго хвалиться: заочно мы с вами давно знакомы :) Я решил, что неплохо бы расширить круг бизнес-школ, программ MBA и т.д., в которых я провожу обучение. Хочется принести учащимся действительно пользу, внести в учебу свежую струю. Первый шаг уже сделан: в Московской бизнес-школе я буду вскоре проводить тренинг "START UP: управление проектом от идеи до внедрения". Итак, вопросы: - в каких толковых бизнес-школах и т.п., на ваш взгляд, было бы интересно и полезно проводить обучение (конечно, в форме насыщенных, интересных тренингов)?
- можете ли вы дать какие-либо контакты в сиих школах?
Буду благодарен за информацию.
Михаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант, бизнес-тренер, управляющий партнер компании "Архитектура бизнес-систем" В этом выпуске, как, впрочем, и всегда, - исключительно мое авторское мнение, и оно вполне может противоречить Вашим мыслям и другим авторитетным источникам ;) Вы можете стать соавтором рассылки, прислав свои мысли и вопросы на адрес mrybakov@mail.ru. *** Сегодня мы поговорим с вами об обучении персонала. С тем, что учить людей нужно, думаю, согласится любой руководитель (см. выпуски N59 "Воспитание сотрудников", N67 "Разрыв компетентности" и др.). Вопрос, как это делать эффективно и недорого. И здесь в последнее время наметился ряд интересных тенденций, которыми я хочу с вами поделиться. Я очень давно подступал к этой теме, ибо непросто писать о том, чем занимаюсь почти каждый день уже много лет: слишком много в голове мыслей ;) Традиционное обучение неэффективноВысшее образованиеБольшинство из нас училось в ВУЗах. Я тоже учился, в целых двух, причем один из них (ГУУ) весьма известен. Потратил на это немало бесценного времени. И могу честно сказать, что не помню почти ничего из того, чему меня там учили. А все, что в этой жизни знаю - не оттуда, а из тренингов, от коллег, из книг, а главное - из практической работы с клиентами. На мой взгляд, беды высшего образования следующие: - Теоретичность, оторванность от жизни. Много лишнего (устаревшего и т.п.), и очень мало практически полезного.
- Скучность, неумение заинтересовать студентов. На лекциях, как правило, хочется спать.
- Затянутость: тот крохотный "сухой остаток", который остается от учебы, явно не стоит прожитых 5 лет. Если отжать из учебной программы все полезное, то, дай Бог, на год хватит. Конечно, уборка картошки в "колхозе", выпитое в общаге пиво и сыгранные компьютерные игры тоже чего-то стоят ;), но можно бы все это заменить чем-нибудь более полезным. Жизнь слишком коротка, чтобы так ее тратить.
- Мало что остается в голове. Даже на уровне знаний, не говоря уже о навыках и умениях.
Конечно, исключения есть: - В топовых ВУЗах готовят все же неплохо, особенно по естественно-научным и техническим специальностям (МГУ, Бауманка, ФизТех и пр.).
- Без высшего образования не обойтись врачам, юристам и прочим специалистам, где требуется изучить большой объем профессиональных знаний.
Однако беру на себя смелость утверждать, что для бизнеса классическое образование практически бесполезно. Большинство учащихся по специальностям, включающим в себя слова "менеджер", "маркетолог" и т.п. лишь тратят впустую свое время. Особенно это качается новых коммерческих ВУЗов, которые занимаются растянутой во времени продажей дипломов. И если человеку как личности все же есть смысл получить образование в хорошем ВУЗе, то для бизнеса перспектива отправить сотрудника учиться на 5 лет явно не привлекательна: лишь единицы российских компаний верят, что сотрудник проработает у них так долго. MBAИзначально идея была неплоха: дать возможность повысить свою квалификацию тем, кто уже поработал в бизнесе, добился реальных успехов. Причем в качестве преподавателей приглашать успешных топ-менеджеров, практиков. В реальности все получается несколько иначе. Программы MBA расплодились как грибы после дождя, и сейчас, увидев на визитке человека заветное слово из трех букв, желательно уточнить, в каком именно месте человек получил эту квалификацию. Если это действительно серьезная организация, то и степень чего-то стоит. Но часто это пустые "понты". Конечно, среди моих клиентов и коллег многие получили степень MBA. Довольных сильно меньше. Поэтому я для себя принял решение - не тратить на это время, а учиться на практике и другими описанными ниже способами: это выгоднее по результатам, а также по затратам времени и денег. Также, на мой взгляд, бессмысленно становиться кандидатом и доктором наук: затраты времени не сопоставимы с несколькими буквами на визитке. За ними очень редко стоит что-то действительно ценное. Лучше потратить это время на достижение реальных успехов в бизнесе и жизни. У MBA есть еще одно негативное последствие. Уже много раз я сталкивался с тем, что если человек на тренинге или в ходе консалтингового проекта много и не по делу умничает - точно заканчивал MBA ;) Потому что там дают некий жесткий набор моделей, порой слабосовместимых с жизнью, и в дальнейшем человек, вместо того, что бы видеть реальность, как она есть, и решать практические задачи, подменяет это логическими конструкциями, которые ему навязали в процессе учебы. Да еще и подняли чувство собственной важности (ЧСВ) настолько, что приходится прилагать немало усилий, чтобы сдвинуть человека с его закостеневшей точки зрения. Что взамен?Но учиться (и учить своих сотрудников) все же надо. Эффективных путей, на мой взгляд, несколько: - Целенаправленное обучение
- Краткосрочное очное бизнес-обучение
- Дистанционное обучение
- Корпоративное "попутное" обучение
- Обучение на рабочих местах, наставничество
- Кружки качества
- Обучение во время рабочих сессий
Целенаправленное обучение подразумевает, что на него тратят отдельно время и другие ресурсы. Корпоративное "попутное" обучение происходит "само собой" в ходе решения практических задач бизнеса. Тенденция последнего времени в том, что целенаправленным обучением компании сейчас занимаются все меньше, а вот идея "попутного" обучения пока что не проникла в бизнес-ряды. Впрочем, когда руководителя понимают плюсы такого подхода, обычно начинают активно его использовать. Плохо ли: "погнаться за двумя зайцами" и поймать обоих? ;) В каждом пути есть множество тропинок, о которых и поговорим. Целенаправленное обучениеКраткосрочное очное бизнес-обучение Пожалуй, до кризиса этот вид обучения был самым популярным. Если все сделано правильно, то можно получить хороший результат всего за 2-3 дня. По характеру работы бывают лекции, семинары и тренинги. Лекция - это когда один (типа умный ;) ) человек рассказывает, а остальные слушают и, возможно, записывают. По опыту (как лектора и как слушателя) эффективность оставляет желать лучшего: психологи говорят, что мы запоминаем около 10% из того, что мы услышали. А если попросить человека через полгода рассказать тему, которую он ранее прослушал, он в лучшем случае вспомнит, о чем это было. Потому что подавляющее большинство лекций практически не проникают в сознание слушающих. Чуть лучше обстоит дело с семинаром: там участники не только слушают, но и иногда участвуют в дискуссиях. Это позволяет преподавателю и теме чуть глубже проникнуть в мозг участника. Но все равно о выработке практических навыков тут говорить не приходится. Максимум эффекта дает тренинг, когда участники не только и не столько слушают теорию, сколько тренируются решать практические задачи (от проведения переговоров до составления бюджета). Это интересно, увлекательно, и если тренинг построен и проводится грамотно, дает действительно неплохой результат. Должен сказать, что я сам очень люблю тренинги - не только проводить, но и участвовать в них. Я многим обязан хорошим тренерам, у которых мне довелось учиться. До сих пор я считаю, что лучший способ провести свободное время - это сходить на интересный тренинг: хотя бы раз в месяц я обязательно в них участвую. Это хорошая возможность сделать upgrade себя. *** По источнику обучение бывает внутреннее и внешнее. Внешнее (т.е. с участием тренеров, которые не являются сотрудниками компании) обычно заказывают по таким темам, по которым в компании нет собственной компетенции (например, стратегический менеджмент). Также внешних тренеров часто призывают для обучения топ-менеджеров и проведения стратегических и рабочих сессий. Внутреннее обычно связано с типовыми для компании темами, например, продажами, или тренингами по продукту. Также своими силами полезно проводить вводные тренинги для новичков и тренинги по бизнес-процессам компании. Некоторые крупные компании создают свои "корпоративные университеты", которые позволяют им снизить издержки и массово обучать своих сотрудников, учитывая при этом специфику компании. Дистанционное обучение Обучение на расстоянии позволяет значительно экономить ресурсы, однако с некоторым снижением эффективности. Классические книги, статьи Самый древний способ обучения на расстоянии - это книга. Основной недостаток - сложность восприятия: нужна сильная мотивация самого обучаемого, чтобы осознать материал, пропустить его через себя. Еще сложнее применить потом изученное на практике. При том, что я читаю постоянно, с каждым годом мне все меньше хочется это делать, а на толстые книги просто жаль времени. Приходит новая эпоха - мультимедиа. Мультимедиа Все идет к тому, что скоро мы будем воспринимать большую часть информации через видео и аудио-каналы: мы стремительно врываемся в мультимедийную эру. Уже сейчас многие ВУЗы выкладывают на свои сайты лекции своих преподавателей, а каждый уважающий себя тренер уже выпустил свои видео- и аудио-диски. Даже церковь активно осваивает мультимедиа-пространство. Но просто видео - уже тоже вчерашний день. Максимальный эффект дает комбинация различных видов информации: текста, видео-клипов, аудио-роликов, тестов и игровых моментов. В качестве примера хочу рассказать о платформе Multimedia Book (mBook) компании Matrix, на которой выпущен мой курс "Управление проектами" (кстати, на ней же Московская бизнес-школа выпустила в прошлом году свой небезызвестный продукт MBA-Start). Вот как выглядит главное окно программы (один из видов): Слева - текст учебного курса и картинки. Справа вверху - видео, где преподаватель рассказывает некоторую тему. Если в какой-то момент он демонстрирует слайд, этот слайд временно высвечивается на месте учебного текста. Справа внизу - структура курса, представленная в виде "дерева". Таким образом, "студент" выбирает нужный ему раздел курса, изучает его основной материал, "листая страницы". В начале практически каждой главы он видит ссылку "Посмотреть видео", которая запускает ролик. Также в материал включены практические задания, выполняя которые вы можете применить материал курса к своим реальным задачам - это кардинально повышает эффективность обучения. К тому же, работая над курсом, вы можете делать свои пометки к каждой главе. Например, изучая стратегический менеджмент, разрабатывать стратегию своей компании. Более того, эту технологию можно применять и в корпоративном режиме, когда компания ставит у себя обучающий сервер, закупает нужные курсы, а сотрудники могут изучать их в удобное для себя время. Набор курсов можно постоянно обновлять и расширять. При этом компания экономит значительные средства, т.к. теперь обучение каждого сотрудника обходится очень дешево. Конечно, это не на 100% заменяет реальный тренинг (нет живого общения с преподавателем и группой, возможности задать вопросы и обменяться опытом), но, как показывает опыт, изучать информацию и тренировать навыки (не считая коммуникативных) в таком режиме даже порой удобнее. Если же вы являетесь тренером, консультантом и/или экспертом в какой-то области, создание такого продукта может стать для вас хорошим каналом продвижения во все уголки и веси нашей страны и окрестностей, поможет вам создать и укрепить свой бренд. Кстати, сейчас очень ценятся эксперты-практики из разных сфер бизнеса. Поэтому если вы в чем-то хорошо разбираетесь, но никогда не мыслили себя консультантом, возможно именно сейчас наступило время заявить о себе миру, поднять свою ценность и стоимость на рынке труда? Вебинары Они тоже относятся к мультимедиа и являются последним словом в обучении. Происходит от слов "веб" и "семинар", то есть семинар, проводимый через Интернет. Участвовать в нем можно из любой точки мира. В отличие от веб-каста, который представляет собой одностороннюю трансляцию, которую участники просто пассивно смотрят, вебинар позволяет добиться максимального эффекта участия. Тему вебинара объявляют заранее, собирают заявки (платно или нет), записавшимся высылают ссылку, по которой в заданное время начнется трансляция. Ведущий сидит перед веб-камерой, и рассказывает какую-то тему, показывает слайды, запускает среди участников опросы, может рисовать что-то на "доске", которую видят все участники. Они, в свою очередь, могут задавать вопросы (через чат или голосом), общаться с преподавателем и друг с другом. Все это может записываться и потом выкладываться в сеть. В мире вебинары стремительно набирают популярность, в России пока делаются первые шаги: набрав в Яндексе "вебинар", вы увидите реальные примеры. Я тоже сейчас активно думаю в этом направлении: возможно, что через некоторое время анонсирую вам свои вебинары. Хотя для меня по-прежнему стоит вопрос: как через интернет передать хотя бы часть той теплой и конструктивной атмосферы совместной работы, которая возникает на моих тренингах, и которая является их "изюминкой". Корпоративное "попутное" обучениеИ все же у специализированного обучения есть ряд недостатков. Даже если тренер - звезда, а программа - толковая, оно далеко от повседневных реалий участников. Я всегда в начале тренинга опрашиваю аудиторию, какие у кого цели, что хотите получить на тренинге. Подстраиваю программу под задачи конкретной группы. В конце - узнаю, "что получили, что будете применять на практике". И даже на самых лучших тренингах, где участники умны, активно работали, очень довольны, все равно самый распространенный ответ - "Много интересного (то-то и то-то), надо осмыслить..." Когда человек, вернувшись с учебы, попадает в повседневную текучку, она засасывает, и сил самостоятельно применить новые подходы к своей работе не остается. По моим ощущениям, эффективность учебы как таковой, увы, невысока. То есть большая часть знаний и навыков в дальнейшем не применяется, "уходит в песок". И это для хорошего тренинга, о других не говорю... Беда не в тренере, а в том, как компания пользуется (а точнее не пользуется) полученными знаниями. Даже если я, как тренер, в ходе корпоративного тренинга "выжимаю" из группы составление плана внедрения полученного в жизнь, все равно часто, спустя время, узнаю, что внедрено было немного. Чуть лучше обстоят дела в ходе корпоративного обучения, особенно когда в нем принимает участие первое лицо компании. Но и в этом случае часто не удается прорваться через тенета рутины. Говорю не понаслышке: я и сам много лет тренер, и чужих тренингов прошел больше сотни: по самым разным темам, у разных "звезд", на разных языках и пр. К тому же учеба съедает ценное время сотрудников. У меня как-то был тренинг, который переносился целый год из-за нехватки времени участников - руководителей компании, и это при том, что им реально было надо (в итоге он успешно состоялся). Да я и сам порой годами не могу найти время на нужное мне длительное обучение: вот в Школу консультантов Аркадия Пригожина уже года 3 иду - где мне взять 2,5 свободных месяца на учебу?!? Похоже, свою школу скорее создам ;) Что же делать? А не заниматься обучением как отдельным процессом: не тратить на это бесценное время сотрудников, а, тем паче, руководителей, и деньги компании. Использовать "попутное" обучение. Что я хочу донести этим необычным выражением? Обучение, которое зачастую не ставится как самостоятельная задача, а возникает "попутно" в ходе решения практических бизнес-задач. Именно этим я в последнее время в основном занимаюсь. И вот тут уже результаты есть всегда, причем они остаются с компанией и участниками мероприятия надолго. Как это происходит? Есть несколько вариантов. Обучение на рабочих местах, наставничество Собственно, наставничество существовало всегда. Суть очень проста: более опытный сотрудник обучает менее опытного. Плюс в том, что такое обучение максимально заточено под специфику компании и позволяет сохранять и преумножать знания и корпоративную культуру компании, транслировать их новым сотрудникам. Минус в том, что далеко не каждый является хорошим тренером. Однако, если вы хотите создать действительно успешный бизнес, без наставничества вам не обойтись. Причем оно должно происходить не от случая к случаю, а быть организовано в систему. Например, опытный сотрудник, начиная с такого-то уровня обязан обучать новичков. Но не просто обязан, а это еще и почетно, а, возможно, и оплачивается. Например, старший продавец, который помогает новичкам, получает некий небольшой процент с их сделок. Можно сделать так, что для того, чтобы получить повышение, человек должен сначала отработать наставником, передать свой опыт. Часто в компании складывается такая ситуация, что первое лицо - "и швец, и жнец". Минусы очевидны - высокая загруженность, причем зачастую мелочами, в то время как важные задачи не решаются, а сотрудники не "растут". В некоторых проектах мне удавалось добиться того, что руководитель начинал фиксировать алгоритмы решения задач, чтобы потом передавать их подчиненным. Но еще лучше когда он выбирает несколько перспективных людей из своего окружения, и они начинают выполнять роль его "Санчо Панса" (каждый в своей ситуации), т.е. помогают ему в решении разных задач, попутно обучаясь, например, ведению переговоров. И вот уже через некоторое время им можно доверять сначала простые задачи, затем все более сложные. Так появляется и вырастает менеджмент среднего звена. Затем они повторяют это уже на своем уровне. То же относится и рабочим специальностям. Сейчас на промышленных предприятиях, стройках и т.п. большая беда с умелыми кадрами. Почему? Потому что выпало несколько "поколений" работников, знания и навыки были утеряны. Неудивительно, что сейчас немногие оставшиеся ГИПы (главные инженеры проектов) старой закалки ценятся на вес золота, и их не хотят отпускать на пенсию. Но ведь такая ситуация создает и огромные риски для предприятия: уход отдельного человека означает потерю некоторой ключевой для компании компетенции, "возврат в каменный век". Я горжусь тем, что в некоторых проектах нам удалось выстроить толковую систему наставничества. Кружки качества О кружках напомню вкратце, т.к. я о них уже писал. Они очень хороши для обучения, т.к. позволяют учить людей исподволь, в ходе решения реальных задач. Причем обучать могут как инженеры, так и более опытные коллеги, сотрудники смежных подразделений и компаний. На начальном этапе обучение обычно выполняет консультант, потом система работает сама. Я вижу в кружках качества большой потенциал для российских компаний - опыт это подтверждает. Вопрос, когда наши руководители дозреют до их реального применения, а главное - смогут отойти от жесткого директивного управления, увидят в сотрудниках не "быдло", а реальных партнеров, к которым стоит прислушиваться, и которые могут принести реальную пользу. Обучение во время рабочих сессий Из всех режимов, в которых я работаю с клиентами, этот нравится мне больше всего: по тем результатам, которые он приносит. Компания ставит консультанту реальную задачу, например, "навести порядок в бизнесе", "оптимизировать процесс такой-то, четко разграничить ответственность между участниками", "оптимизировать систему продаж". Дальше мы договариваемся, как будем ее решать. Как правило, это серия рабочих сессий, в ходе которых решается та или иная задача. Естественно, что для этого нужен инструментарий. Вот здесь и происходит обучение. Оно состоит из небольшой теории - ровно в объеме, необходимом для последующего решения практической задачи. Например, что такое бизнес-процесс, как их выделяют, описывают и оптимизируют. Мини-лекция занимает 10-15 минут, затем наступает время практики: естественно, на материале самой компании, а не на абстрактном кейсе. С каким же увлечением люди включаются в ее решение - любо-дорого посмотреть! ;) И это неудивительно: ведь люди решают, как им жить дальше, а это каждого касается! При этом овладение инструментарием происходит исподволь: тренер всегда рядом и может подсказать, помочь. Конечно, компетенция остается в компании: часто уже после 15-минутного обучения люди легко пользуются инструментами, а уж спустя несколько сессий могут дать фору многим "консультантам-мозгоклюям", которые только усложняют задачи, а не решают их. Вообще-то, я уже много лет так работаю, но только в последний год осознал, что стало практически невозможно провести грань между тренингом, консалтингом и прочими смежными жанрами: я всегда привожу группу к реальному практическому результату, и всегда обучаю. *** Итак, что же дает такое "попутное" обучение: - Решение реальных задач компании (применяй "хоть сегодня")
- Обучение до уровня реальных навыков (а не "принял активное участие в тренинге")
- Вовлечение руководителей и сотрудников вашей компании в процесс перемен, повышение их лояльности
- Сплочение команды, обучение навыкам совместной конструктивной работы
И все это за минимальное время/деньги для компании. Мой призыв к консультантам, тренерам и другим коллегам: "Хватит учить! Решайте реальные задачи реального бизнеса!" А обучение само произойдет: ровно настолько, насколько это нужно для практической работы. "Надуть щеки" и рассказать про 5P, 5S, Кайзен с Канбаном и прочие "мудрено-умные вещи" вы уже можете - теперь примените все это на практике. И клиенты будут благодарны вам от всей души! *** Высказать автору свои восторги, сомнения и критику вы можете, написав на адрес: mrybakov@mail.ru. Успехов!
Мы проводим на работе большую часть своего активного времени. И, тем не менее, для многих работа – настоящая каторга. Чтобы получать от работы удовольствие и хороший доход нужно заниматься любимым делом в хорошей компании. На этом максимально практичном тренинге вы сможете понять: - какие у вас требования к работе (это основа всего!),
- какое же дело – ваше,
- сколько вы стоите на рынке труда,
- и как эту стоимость увеличить,
- какие компании бывают, и какая нужна вам.
- а также что делать в условиях экономического кризиса.
25 мая (понедельник) с 19.00: Вечерний мастер-класс "Как преодолеть лень в себе и окружающих" Тренинг предназначен для тех, кто: - Талантлив, но ленив
- Горы бы свернул, если бы не…
- Постоянно ленится, но при этом надеется чего-то достичь в этой жизни
- Понимает, что время уходит, а планы остаются нереализованными
- По жизни и по работе должен влиять на окружающих
Темы: - Истоки лени
- Как преодолеть лень в себе (фишки)
- Как преодолеть лень в окружающих
В результате тренинга Вы: Разберетесь в основных понятиях управления start-up проектами, а также научитесь: - Грамотно прорабатывать основную идею проекта, и презентовать ее
- Выявлять ключевых участников проекта и влиять на них
- Планировать свой проект по срокам и ресурсам
- Контролировать проект и прогнозировать ход его реализации
- Управлять рисками и изменениями
- Создавать команду проекта и управлять ей
- Организовывать инновационную деятельность в своей компании
Смотреть ВИДЕО Для получения максимального эффекта от второго модуля "Карьеры", желательно пройти первый. - Личная стратегия поиска работы
- Поиск информации, отбор компаний
- Кадровые агентства – плюсы и минусы
- Составление и продвижение выигрышного резюме (какие резюме выкидывают не читая, а какие дают 70%-ный успех)
- Рекомендательные и сопроводительные письма
- Рассылка резюме и назначение встреч с работодателем
- Какие вопросы задают в анкетах и на собеседовании
- Успешное прохождение собеседования: индивидуальное и с несколькими интервьюерами; различные типы руководителей
- Торг по зарплате
- Тестирование при приеме на работу
Пожалуйста, приходите в деловой одежде и приносите с собой распечатанное резюме. 3 июня (среда): с 19.00: Вечерний мастер-класс "Как «зажечь» своих сотрудников?" - Ваши сотрудники вас не понимают?
- Они не хотят воплощать ваши светлые руководительские идеи (ленятся, «тупят», …)?
- Хотят денег за каждое свое действие (а порой и бездействие)?
- Любые инновации наталкиваются на активное сопротивление или глухой саботаж?
- Лояльный и мотивированный сотрудник – это сказка?
Если все так, то этот мастер-класс - для Вас! *** С уважением, ведущий рассылки Михаил Рыбаков Бизнес-консультант, бизнес-тренер, психолог Сертифицированный специалист по управлению проектами (CPMS, IPMA) Управляющий партнер компании "Архитектура бизнес-систем" WWW: WWW.MRYBAKOV.RU E-Mail: mrybakov@mail.ru P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в бизнесе - пожалуйста, перешлите ему это письмо.
Если Вам понравился этот выпуск рассылки, вы можете выразить мне благодарность, отправив смс 852963 на номер 1151 (для России). Цена 1 смс = $0,99 + НДС. Для других стран и форм оплаты см. здесь. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий