Доброго времени суток. Вы читаете одиннадцатый выпуск рассылки "Создаём компьютерную игру". Для тех, кто только присоединился: Сегодня рассмотрим некоторые приёмы работы с отладчиком и поучимся исправлять ошибки. Данную тему надо было рассматривать ещё в третьем-четвёртом выпусках рассылкB, но как обычно, получилось вот так. Приступим. Для сегодняшнего выпуска я создал новое решение solution. Оно включает в себя два проекта: hello_world и debugger (отладчик). В hello_world содержится код программы из первых выпусков, а вот с проектом debugger мы и будем работать. В проект был добавлен один файл debugger.cc, который содержит следующий код:
Стартовым проектом по умолчанию выбран debugger. На данный момент в программе переменной присваивается символ, а затем эта переменная выводится на экран. Выбираем пункт меню Build → Build solution (Построение → Построить решение) или нажимаем F7. Смотрим на окно Output (Вывод) внизу экрана. 1>------ Build started: Project: hello_world, Configuration: Debug Win32 ------ 2>------ Build started: Project: debugger, Configuration: Debug Win32 ------ 1>Compiling... 2>Compiling... 2>debugger.cc 1>hello_world.cc 1>Compiling manifest to resources... 2>Compiling manifest to resources... 2>Microsoft (R) Windows (R) Resource Compiler Version 6.1.6723.1 1>Microsoft (R) Windows (R) Resource Compiler Version 6.1.6723.1 1>Copyright (C) Microsoft Corporation. All rights reserved. 2>Copyright (C) Microsoft Corporation. All rights reserved. 1>Linking... 2>Linking... 1>Embedding manifest... 2>Embedding manifest... 1>Microsoft (R) Windows (R) Resource Compiler Version 6.1.6723.1 1>Copyright (C) Microsoft Corporation. All rights reserved. 1>Build log was saved at "file://d:\job\c\solution\hello_world\Debug\BuildLog.htm" 1>hello_world - 0 error(s), 0 warning(s) 2>Microsoft (R) Windows (R) Resource Compiler Version 6.1.6723.1 2>Copyright (C) Microsoft Corporation. All rights reserved. 2>Build log was saved at "file://d:\job\c\solution\debugger\Debug\BuildLog.htm" 2>debugger - 0 error(s), 0 warning(s) ========== Build: 2 succeeded, 0 failed, 0 up-to-date, 0 skipped ========== Здесь описан процесс сборки решения (building - сборка, построение). Сборка включает в себя компиляцию (compiling) и компоновку (linking). Кроме компиляции и сборки исходного кода в данном окне можно увидеть компиляцию и встраивание манифестных файлов (строки: Compiling manifest to resources... и Embedding manifest). На данный момент манифестные файлы нам не нужны. К концу данного текста встречаются две строки: 1>hello_world - 0 error(s), 0 warning(s) Или: 1>hello_world - 0 ошибок, 0 предупреждений Эти строки говорят как была произведена сборка проектов. Если есть хоть одна ошибка, то собрать проект не получилось, соответственно его не получится и запустить. Если есть предупреждения, то проект запустить можно, но в коде что-то не так. Например, предупреждения выдаются когда переменные объявляются, но не используются. И последняя строка относится к решению: ========== Build: 2 succeeded, 0 failed, 0 up-to-date, 0 skipped ========== Первое число - сколько проектов успешно (succeeded) собрано, второе - сколько собрать не получилось (failed). В данном случае успешно собраны оба проекта. Сейчас сделаем несколько ошибок. Для начала уберём из следующей строки точку с запятой: char var = 'я' Пытаемся скомпилировать проект. В окне вывода можно обнаружить следующие строки: 1>debugger - 1 error(s), 0 warning(s) Первая строка означает, что в проекте debugger одна ошибка, а вторая - что один проект скомпилировался успешно, а сборка ещё одного завершилась неудачей. В панели иструментов окна Вывод есть три кнопки: Find Message in Code (Найти сообщение в коде), Go to Previous Message (Перейти к предыдущему сообщений) и Go to Next message (Перейти к следущему сообщению). Чтобы найти ошибку, нужно щёлкнуть по одной из кнопок: Перейти к предыдущему сообщению или Перейти к следующему сообщению. В окне Вывод выделится строка в которой содержится сообщение об ошибке: 2>d:\job\c\solution\debugger\debugger.cc(14) : error C2146: syntax error : missing ';' before identifier 'cout' Сообщение значит примерно следущее: В файле debugger.cc в четырнадцатой строке (число в скобках) допущена ошибка C2146 и дано её описание - ошибка в синтаксисе: отсутствует ';' перед идентификатором 'cout'. Теперь нужно щёлкнуть на кнопку Найти сообщение в коде. В редакторе выделится строка, где по мнению компилятора была допущена ошибка. Дальше понятно что нужно сделать - добавить ';'. Ошибки показываются прямо в окне Output. Но есть ещё одно специальное средство. Если во вкладках под окном Вывод нет вкладки Error List (Список ошибок). То выберите пункт меню View → Other windows → Error List (Вид → Другие окна → Список ошибок). Теперь исправляем ошибку с точкой запятой и делаем новую. В слове char убираем букву r. И снова собираем решение. В этот раз в окне Вывод в проекте debugger появилось сообщение сразу о четырёх ошибках: 2>debugger - 4 error(s), 0 warning(s) Можно просмотреть эти ошибки в окне Вывод, а можно и в окне Список ошибок. Для этого нужно открыть вкладку Error List: В данном окне можно по выбору просматривать ошибки, предупреждения и сообщения. Итак, здесь мы видим четыре ошибки. В окне Список ошибок несколько полей: тип представленный значком (ошибка, сообщение или предупреждение), номер, описание, файл, строка. Ошибки нужно всегда исправлять с самой первой. В описании первой ошибки мы видим:'cha': undeclared identifier То есть необъявленный идентификатор cha . В общем-то уже понятно в чём проблема. Щёлкаем два раза на эту строку и курсор в редакторе перейдёт на нужную строку. Осталось только добавить букву r .В некоторых случаях при сборке программы компилятор может выдать около сорока ошибок, при этом реальных ошибок - 2-3. Это что касается ошибок во время компиляции. Тут всё относительно просто. Существуют также ошибки времени выполнения программы, которые в свою очередь делятся две группы: логические ошибки, при этом программа выполняется нормально, но результат неверен. Например: неверные значения переменных. Вторая группа ошибок времени выполнения приводит к остановке программы. Причина таких ошибок - работа с низкоуровневыми возможностями языка: выделение памяти (указатели), работа с файлами. Это разграничение конечно же довольно условно. Для обработки ошибок из второй группы существует механизм исключений. Исключениями мы познакомимся позже. Здесь же мы рассмотрим возможности отладчика, которые сделают Вашу жизнь намного легче. В программе debugger я объявил одну переменную глобальной: int i = 1; А в код main() добавил следущее:
Break points - точки прерывания или точки остановки. Break points позволяют остановить выполнение программы в определённом месте. Для создания точки нужно всего-лишь щёлкнуть мышкой напротив нужной строки: Собираем программу, жмём F5 или выбираем пункт меню Debug → Start Debugging (Отладка → Начать отладку). На картинке показана уже запущенная программа с двумя точками прерывания. Во время отладки вместо окна Вывод появляются два новых. В первом окне есть следующие вкладки: Autos (Автоматические данные), Locals (Локальные данные), Threads (Потоки), Modules (Модули), Watch 1 (Наблюдаемые данные 1). Во втором окне: Call Stack (Стек вызовов), Breakpoints (Точки остановки), Output (Вывод). Чтобы продолжить выполнение программы после точки прерывания нужно нажать F5. Чтобы закончить отладку Shift+F5. Чтобы добавить к интерфейсу отладки дополнительные окна, необходимо выбрать пункт меню Debug → Windows → Необходимое окно (Отладка → Окна → Необходимое окно). На данный момент нам интересны вкладки Locals (Локальные данные) и Watch 1. На вкладке Locals видны все локальные переменные. Здесь можно узнать имя переменной, значение и тип. Если переменных в программе слишком много, то часть из них можно добавить в наблюдаемые. Для этого во время отладки, в редакторе щёлкните на имя переменной правой кнопкой мыши и выберите пункт Add Watch (Добавить в наблюдаемые): После этого, данные о переменной можно увидеть на вкладке Watch 1. Обратите внимание, что нельзя поставить точку остановки в глобальной области видимости, только в функции main() и на уровнях ниже. Ну и напоследок несколько слов об остальных вкладках:
Вот в общем-то все средства необходимые для более-менее комфортного существования в страшном мире отлова ошибок. Конечно же не рассмотрены более продвинутые средства. Например, фильтры точек остановки, просмотр регистров или кода ассемблера. Но это, наверное, тема другой рассылки. На сегодня всё. В качестве упражнений позапускайте старые программы и проследите значения: объектов, указателей, массивов. Если получится, то в следующем выпуске мы займёмся практикой - напишем довольно большую программу (больше 500 строк). Тут-то Вы заодно и закрепите навыки работы с отладчиком. Если не получится, то приступим к разбору программ под Windows. Ведущий - Роман. P.S.: Если вы читаете данный выпуск через месяц или более после выхода, пожалуйста, загляните на сайт рассылки, там вы найдёте исправленную и дополненную информацию из выпуска. |
|
|
Сообщить о нарушении данной рассылкой правил Сервиса |
Отписаться : Нажмите и отправьте это письмо |
среда, 29 апреля 2009 г.
Создаём компьютерную игру. Выпуск 12.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий